Мить нашого життя

Калейдоскоп новин

Відеомолитва


Мультимедіа

Православні медіа-ресурси

Баннер
Баннер
Монастыри и храмы УПЦ
Баннер
Вера и торгашество с Богом
05.02.2013 20:56

Вера и торгашество с БогомДавно заметил: вера, которая выстрадана, которая испытана многими искушениями и да-же глубокими падениями, выкуплена искренним раскаянием в содеянном, гораздо крепче той, которая приходит к человеку, потому что "так верят все", или "так нужно для здоро-вья", или "чтобы дольше пожить". Это как железо: есть просто железо, а есть булат - то же самое железо, но которое разогревают докрасна в горне, а затем опускают в ледяную воду, делая так многократно для усиления прочности металла. Потом из него куют мечи, доспе-хи, надежно служащие воину в сражениях. А "просто железо", если не заботиться о его сохранении, со временем покрывается ржавчиной, теряя свою прочность и превращаясь в обычную железяку.
Выстраданная вера не просто стает сутью души человека, а изменяет ее: пусть не сразу, пусть не радикально, но изменяет - изменяет так, как угодно Богу, разворачивая главный вектор нашей земной жизни, устремляя ее к тому возвышенному и вечному, что ожидает каждого из нас за гробом.
Выстраданная вера стает неподкупной. Более того: человек, окрыленный такой верой, готов отдать все материальные блага, всецело предать себя в волю своего Творца, лишь бы не отпасть от Его любви, не прогневать Его, не оскорбить ничем. И наоборот: вера "на всякий случай", "ради здоровья, долголетия" и всякого земного комфорта довольно часто превращается в попытку сделки: дескать, вот Тебе, Господи, это, а Ты мне за "это" дай мне вот то. Вера превращается в "верное" лукавство, торгашество с Богом.
Днями мне в руки попали исписанные мелким почерком пара страничек из обычной школьной тетрадки. Несколько завороженных прихожанок благоговейно передавали их из рук в руки, как нечто очень важное, великое, таинственное, выпрашивая дать переписать, снять копию на ксероксе. К тому же это были не новички в храме, а прихожанки с многолетним опытом, которые, казалось бы, внимают всему, в чем наставляет, чему учит местный батюшка. Не удержавшись, я тоже пробежался по неровным строчкам. Сей "опус" назывался "Двенадцать пятниц в году, которые должно всякому христианину чтить и поститься". Стал читать:
"На первой неделе Великого поста кто сию пятницу постится, тот человек внезапною смертию не умрет".
Сразу возник вопрос: почему речь идет только о пятнице? А для кого весь остальной пост? Или его соблюдать не обязательно?
Читаю дальше: "На Страстной неделе Великого поста кто сию пятницу постится, тот че-ловек от неприятеля сохранен будет".
И снова вопрос: а вся Страстная седмица для кого? Подходить в Страстную пятницу ко Кресту, на Котором висит наш Спаситель, когда от скорби кусок в горло не лезет и пред-лагать такую сделку - это как: вера или лукавство?
Дальше больше: "Перед Рождеством пророка Иоанна Предтечи кто оную пятницу постит-ся, тот человек от великого недостатка сохранен будет". Вообще мило: точь-в-точь, как у некоторых протестантов, для которых Господь является источником личного благополу-чия, материального достатка, телесного здоровья и процветания.
"Перед Ильею пророком кто сию пятницу постится, тот человек от вечныя муки избавлен будет". А вы не знали? Неужто вам священники не говорили? Держи пятницу перед про-роком Ильей - и место в раю обеспечено!
Смиренная душа в простоте веры безропотно, с благодарностью принимает от Бога все, что Он посылает для нашего вразумления, исправления и спасения: не только земные ра-дости, но и скорби, лишения, болезни и саму смерть. Соблюдение пятницы, ее святость, как и всех остальных постных дней, важны для усиления христианского подвига, подчи-нения себя воле Божьей, а не уклонения от нее, как наставляет упомянутая писулька. Гос-подь ждет от нас веры искренней, детской, неподкупной. Мы же часто сами усложняем ее, наслаивая целый ворох заумных разговоров и поступков. Нам почему-то кажется, что мы достойны нечто большего, чем советы своего приходского батюшки, мы нуждаемся в особом духовном руководстве, тому бросаемся в поиски "особо благодатных" старцев, наставников, отправляясь в поездки по таким же "особо благодатным" святым местам, то-гда как свои пастыри и свои святыни уходят на второй план.
Одна из моих знакомых, внешним видом и разговорами всячески старающаяся подчерк-нуть высокую духовность своей жизни, как-то поведала мне: "Я постоянно езжу к архи-мандриту (она гордо назвала его имя). Он является моим духовным отцом".
"А кем же тогда для вас является настоятель храма, куда вы регулярно ходите на служ-бы?", - не удержался я от вопроса.
"Наш батюшка? - та снисходительно улыбнулась. - Я ему просто исповедаюсь. А руково-дит моей духовной жизнью известный старец! Я его чадо!".
Это как: вера или "верное" лукавство? Почему мы так унижаем святой сан, священниче-ское достоинство простых приходских батюшек, считая их советы чем-то недостаточным, мелким, и начинаем искать особых откровений, выпрашивать (именно так! - выпраши-вать, а не смиренно брать) особых благословений, мнить себя достойными особых подви-гов молитвы, аскетизма и прочего? Я уже не спрашиваю, почему эти "старцы" не отправ-ляют съезжающихся к ним отовсюду "подвижников", искателей чудес и подвигов назад к своим батюшкам, ибо никто, кроме приходского священника, не знает лучше, чем напол-нена наша душа, чем она больна, в каких духовных средствах нуждается.
А нынешнее паломничество, которое правильнее было бы назвать новым видом туризма, не дает ли повод к размышлению, какою есть наша вера? Не превращается ли оно из глу-боко личностного, сакрального события в некую индустрию путешествий, погони за свя-тынями, тогда как те, что есть на местах, преданы если и не забвению, то вспоминаются разве что в даты прославления тех или иных святых? Вспоминаю, с каким восторгом, с какой радостью рассказывала еще одна моя добрая знакомая москвичка, не так давно впервые посетившая Чигирин и поклонившаяся мощам преподобномученицы Рафаилы и другим святыням возрождающегося монастыря. Каким светом, какой радостью светились ее глаза, полные слез умиления! Он взяла с собой целую пачку иконок матушки-мученицы, обещав рассказать всем своим православным друзьям, всей Москве о той вели-кой святыне, которая есть у нас.
"Странно, - немного с грустью потом добавила она, - почему ваши люди так редко и так мало едут сюда? Кого они ищут? Всё тут, на месте, не нужно никуда ехать, у вас такие святыни, такие святые!..".
Греки, открывшие для себя место упокоения преподобномученицы Рафаилы, говорят о том же самом. Даже больше: "У вас тут земной рай". Поэтому передали сюда в дар и бла-годарность множество своих святынь.
Но это все не для наших искателей чудес, прозорливых старцев, "благодатных" мест. Из уст в уста, из рук в руки они передают сомнительные брошюрки, сомнительные советы, заглушающие ростки спасительной веры, лишающие ее той простоты и неподкупности, которую ждет Господь. Не потому ли железо этой веры со временем стает не булатом, способным защитить и поразить врага, а ни на что не годной ржавой железякой?..

Александр Слепцовский, журналист

 

Додати коментар

Захисний код
Оновити

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСьогодні131
mod_vvisit_counterВчора1612
mod_vvisit_counterМісяць16060
mod_vvisit_counterЗа весь час2769996

Зараз онлайн: 43
Офіційний сайт Черкаської єпархії УПЦ