Мить нашого життя

Калейдоскоп новин

Відеомолитва


Мультимедіа

Православні медіа-ресурси

Баннер
Баннер
Монастыри и храмы УПЦ
Баннер
Чем плоха рок-музыка? Подробный ответ
19.02.2013 17:36

Чем плоха рок-музыка? Подробный ответРок-музыка появилась и начала своё становление в 50-х годах прошлого века. Отличи-тельные признаки этого музыкального жанра – это жёсткие напористые гитары вкупе с барабанами на переднем плане, наличие драйва, экспрессивный вокал. Она легко опреде-ляется на слух. Приведу определение из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф. Еремовой: Рок-музыка – один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ века, включающий элементы фольклора, электронные эффекты – при доминирующей роли ритма – и характеризующийся своеобразной манерой вокализации. В интернет-энциклопедии «Википедия» по поводу рока сказано более конкретно: Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Именно та-кая музыка и называется роком.

На этом придется остановиться поподробнее, поскольку понятием рок-музыки часто спекулируют ее фанаты и защитники. Они намеренно создают проблему вокруг определения рок-музыки, с видом знатоков заявляя, что она включает в себя множество направлений и ее невозможно определить конкретно, а, следовательно, нельзя и критиковать.
Но эти заявления несостоятельны. Если послушать песни таких направлений данного жанра как хард-рок, металл, панк, гранж, металкор и т.д, то будет очевидно, что у них одна музыкальная основа и отличаются они лишь во второстепенном. В конце концов, в хип-хопе тоже немало направлений. По этой логике получается: употреблять термин «хип-хоп» «безграмотно» и говорить о нем в общем нельзя.
Более того, защитники рока сами слушают музыку, полностью соответствующую приведенным нами характеристикам, а не неведомые уникальные стили. Что же они тогда уводят тему в сторону своей болтовнёй? И если термин «рок-музыка» ничего определенного не выражает, как в таком случае они осознают, что защищают? Когда они слушают свои любимые песни, как они вообще понимают, рок это или нет, если что такое рок никак нельзя установить? Ни о какой честности и, тем более, объективности тут речи не идёт.
Но бывает и действительное непонимание, когда критики и апологеты, споря, говорят о разных вещах.
Рокеры могут играть не только рок-музыку, но и другие стили. Равно и исполнители других стилей могут играть рок. Например, рок-баллада «Incomplete» поп-группы «Backstreet Boys». Иногда могут использоваться элементы рока, но это ещё не делает те вещи непременно рок-музыкой. Поэтому приводить с вопросом: «Где здесь сатанизм?», – песни «Yesterday» и «Let it be» Битлз некорректно. Это никакой не рок, а вот «Helter Scelter» той же группы – рок самый настоящий.
Та же песня «Крещение» «православной» рок-группы «Алиса», которую часто любят приводить в качестве примера «хорошего рока», – в буквальном смысле попса, причём не лучшего образца и качества.
Отдельного разговора заслуживает так называемый «русский рок», который превозносят и ставят в пример православные любители рока. В целом это посредственное второсортное явление, значительная часть которого (внимание!) не является роком в музыкальном плане. Это могут быть обычные песни под гитару, эстрадная музыка: например, бардовские песни Башлачёва или «Что такое осень?» «ДДТ».
Распространено мнение, что «русский рок», хотя и уступает по музыке западному, которому он всячески пытается подражать, зато превосходит его по текстам и их содержанию. На самом деле тексты западных рок-групп не хуже, а порою лучше иных «шедевров» отечественного аналога. Смыслы песен пересекаются. И то и другое к настоящей поэзии имеет весьма отдалённое отношение. Как, допустим, можно назвать поэзией убогий суицидально-депрессивный текст «Я хочу быть с тобой» «Наутилуса Помпилиуса», где толком нет рифмы и размера? Впрочем, фанаты «русского рока» – весьма специфичный контин-гент.
Хотя музыкально «русский рок» может запросто не быть рок-музыкой, его тексты вполне могут отображать рокерские темы и идеи. Музыка «Кукушки» Цоя типична для эстрады, но лирика типична для рока, ибо показывает отчаяние сломленного бунтаря. И в качестве сравнения: «Группа крови» – это уже полноценная рок-песня.
То есть не стоит полагать, что если музыка не содержит такого вреда в силу обозначенных причин, то с текстами обязательно всё будет в порядке.
Своими истоками рок уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Вуду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие. Как на языческих камланиях, на рок-концертах музыка доводит людей до дикости и агрессии, они прыгают и орут, трясут конечностями, сжимая «козы», предаются неистовству и разврату, употребляют наркотики и алкоголь. Рок-музыка вводит в «изменённые состояния сознания», в экстаз.
Завороженный кайфом (а отнюдь не эстетическим великолепием) от прослушивания «крутых» риффов и «соляков», человек входит в зависимость от музыки данного типа, от подобного рода ритмов, и ему хочется еще больше и тяжелее. Рок-музыка разрушительно действует на психику и нервную систему – об этом свидетельствуют медики-специалисты.
Какой «спектр чувств» передаёт рок, как влияет на душевное состояние и настроение? Хаос, агрессия, блудная страсть, мрак, отчаяние, опустошённость, подавленность или же языческая эйфория, если брать что-нибудь «позитивное».
Помимо музыкальной стороны, есть сторона идеологическая. Исполнители и поклонники рок-музыки – не просто разные люди, каждый со своими взглядами и принципами. Они все принадлежат к рок-культуре, в той или иной мере разделяют ее ценности и атрибуты, и между рокером-христианином и рокером-сатанистом есть много общего, несмотря на разность убеждений. Это горделивый протест (причем протест не как форма проявления единичного несогласия, а как фактор мировоззрения), вызов общепринятому, либеральная борьба за свободу и индивидуальность. Отсюда соответствующая тематика песен: обличение, недовольство, конфликты, противостояние с кем-либо. Для рока характерны само-разрушительные депрессивные мотивы, порой доходящие до суицидальности, уклон в демонизм (вплоть до язычества и сатанизма), культ рок-н-ролла и рок-кумиров, также раз-врат и наркотики.
Горделивый протест. «Православный рокер» Константин Кинчев (рок-группа «Алиса»): Мои песни для мертвых – облом, я пол века мешаю им спать; Всем важно, что о них ска-жут, мне важно, как отпоют. <...> Все захлебнулись в обиде, когда я встал на пути.
Сатанинская группа «Slipknot»: Я угроза попсе, и я еще не умер! <...> Меня не купишь ни за какие деньги в мире. <...> Я хочу знать, как ты следовал своим же собственным прика-зам. <...> У тебя есть мечта, но она – ничто!
Вызов общепринятому. К. Кинчев: И если долог день, то ночь коротка, но часы мне го-ворят: „Нет", и поэтому я не ношу часов.
«Slipknot»: Если вы – 555, то я – 666.
Либеральное восприятие свободы, причем как чего-то неизбежно недостижимого. «Христианская» рок-группа «Черный кофе»: Но для каждого из нас сердцу мил свободы час, и порой не жалко жизни, чтоб хлебнуть ее хоть раз.
«Metallica»: Они посвятили свои жизни тому, чтобы подавлять его, он пытается угодить им всем, он так жалок, вся его жизнь – постоянная битва. <...> Все, что я чувствовал, все, что я знал, я никогда не показывал, несвободный, сам не свой.
Культ рок-н-ролла и рок-кумиров. «Православная» рок-группа «Северный крест», вос-питанники игумена Сергия (Рыбко): Семь поколений рок-н-ролла. Рок – это не просто слово. <...> Рок – это жизнь; Они устроили бунт и протест, взорвали мозги. <...> „Nirvana", „Deep Purple", „Pistols", „Битлы".
Группа «Louna», выступившая в защиту панк-группы, совершившей кощунственную акцию в храме Христа Спасителя: Мама, я прошу, не ругай меня, если я ложусь спать в на-чале дня. Я открыла дверь, он в нее вошел, жизнь моя теперь – это рок-н-ролл. <...> Это Хэтфилд и Мастейн, Это „Deftones" и „Mudvayne", это шаг в опасный путь и назад не по-вернуть.
Существует также «христианский» и «православный» рок. Однако, как мы видели выше, направленность текстов рокеров-христиан не отличается от текстов других рокеров; кроме того, они зачастую смешивают христианство и рок-н-ролл самым чудовищным образом и, позиционируя себя верующими, не перестают пропагандировать противные Православию взгляды и ценности. Например, «православный рокер» К. Кинчев в 2011 году громко отпраздновал 20-летие своего язычески-сатанинского альбома «Шабаш» и на концертах в Москве и Санкт-Петербурге исполнил все его композиции.
Однако даже если не рассматривать идеологическую сторону, никакими самыми правильными текстами сущность рок-музыки не изменить, и накладывать православную лирику на оргиастический темный музыкальный ряд – значит заниматься кощунством и подменой. Такое творчество прививает его слушателям извращенное и демонизированное восприятие Православия, ложную духовность. На мой взгляд, это то же самое, что «хорошая» белая магия.
Более того, отдельные «христианские рокеры» не брезгуют даже экстремальными направ-лениями рока, где вокал заменяет в буквальном смысле рык и вопли, а музыка старается быть максимально брутальной.
В отличие от той же поп-музыки, которая не претенциозна, рок претендует на звание настоящего искусства и глубокой смысл, чем подкупает неискушённого слушателя. Ещё раз взглянем на рокерские тексты. Группа «Дороги Меняют Цвет»: А мы всем соврали / В об-нимку умерли. / Со странным диагнозом – / Весна мозга. «Думающему человеку не место в этом мире, и он должен непременно погибнуть», – глупость глупостью, зато какие пре-тензии на отличительность и смысл! Наслушавшись подобной мути, рокеры впитывают разрушительные и тупиковые идеи и мнят себя интеллектуальной и культурной элитой, ведь они слушают «настоящую» музыку, которая «учить думать».
Будучи одним из направлений популярной музыки, рок-музыка является частью массовой культуры. Это шоу-бизнес, на котором делаются большие деньги и слава. Помимо музыкальной продукции и различных шоу, выпускаются вещи с символикой, логотипами и изображениями рок-групп и прочее. Потому совершенно неверно и наивно противопос-тавлять рок масс-культу, как поступают защитники и поклонники данного жанра.
И трудно отнести к серьёзному искусству музыку, предназначенную скорее для непроизвольных движений в такт, нежели для сосредоточенного слушания. Рокеры любят ругать «попсу», что это примитивное «тыц-тыц», а их «дж-дж» и «уиу» чем умнее будет?
Хочется также отметить, что говорить: «Рок – это сатанизм», в том смысле, что непосредственно все рокеры – сатанисты и каждая рок-песня прославляет сатану, неверно, однако подразумевать сатанизм как устойчивую тенденцию, проявляющуюся от символики и тек-стов песен до отдельных групп и целых рок-направлений, указывать на демонический дух этой музыки – будет правильным.
Поскольку рок-н-ролл возник совсем недавно, каких-либо канонов или церковных постановлений, где было бы указание конкретно на это явление, конечно, нет. А есть любители разводить демагогию: «Приведите нам каноны, запрещающие рок!» Таковые пусть снача-ла покажут каноны, запрещающие ненавидимые ими блатные песни или жевательную резинку. Это же вредно. Где они?
Однако существует ряд церковных правил, запрещающих православным христианам уча-ствовать в различных зрелищах и посещать их. Там же есть правило, касающееся рок-миссионеров.
Есть опыт и аргументированная позиция людей, прошедших через рок, авторов в сане и без него, самостоятельно изучивших вопрос, профессионалов в разных областях (музыкантов, учёных и прочих). Среди них много известных пастырей: архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владимир Переслегин и другие. Известны и высказывания старцев против рок-музыки: о. Иоанна (Крестьянкина) и Зоси-мы Донецкого.
Возможно, возникнет ситуация, в которой читатель решит (или ему придётся) объяснить другим, в чём состоит вред рок-музыки. Поэтому хотелось бы заранее предупредить, с чем вполне можно столкнуться, как это воспринимать и стоит ли продолжать разговор в таком случае.
Излюбленный аргумент фанатов рока, что «рок бывает разным». Они берут какой-нибудь текст песни с приемлемым содержанием и спрашивают: «А здесь что не так»?
Да, можно найти рок-песни с допустимым смыслом. Как можно найти аналогичные песни в шансоне или безвредные стихотворения у поэта-сатаниста Бодлера (наверняка, есть такие). Но было бы странно судить об этих явлениях по не отражающим общей картины или вовсе исключительным случаям. Почему мы должны таким образом судить о роке?
Конечно, можно тщательно отбирать, как можно отбирать безвредные статьи в разврат-ных журналах. Только зачем? Это, во-первых.
Во-вторых, стоит повторить и выделить: ни один текст с приемлемым или даже правильным содержанием не способен повлиять на музыку, чтобы она из разрушительной превратилась в нейтральную или хорошую.
В-третьих, то, что они считают безобидным или положительным в роке, на практике таковым может вовсе не являться. Порой складывается впечатление, что у православных фанатов рока при прослушивании возникают представления об аскетики, отличные от христианских. Например, бунтарство как мировоззрение для них похвально, а отчаяние в ро-керских песнях не является смертным грехом.
На все заявления относительно вреда рока именно как музыки следует ответ, что они «субъективны» или что-нибудь в этом же роде. Субъективны, разумеется, в том смысле, что они не отражают реального положения дел. Вообще, навешивание ярлыка «субъективно» для некоторых защитников рока – универсальная отмазка.
Да, восприятие человека в определённой мере является субъективным, однако это вовсе не отменяет того, что мы способны постигать суть тех или иных вещей. И если на утверждение, что такое-то музыкальное произведение повествует о падении листвы поздней осенью, можно сказать, что оно субъективно, ибо отображает исключительно навеянные ассоциации его заявителя, то в данном случае мы говорим о более «общих» и однознач-ных вещах. Музыка мрачная мрачна, а веселая весела. Никто же не говорит, что музыка колыбельной дикая и агрессивная (идиотский «аргумент», что «можно послушать Баха и пойти убивать», даже рассматривать не будем). И какой тогда «субъективизм» содержит утверждение, например, что рок – дикая, тёмная и агрессивная музыка, когда о подобном говорят сами рокеры? Некоторые даже прямо называют её демонической.
Мы утверждаем, что она вводит исполнителей и слушателей в «изменённые состояния сознания», то же самое говорит даже игумен Сергий (Рыбко): Классическая музыка замечательно описывает существующий мир, с его психологией, войнами, красотами природы, внутренний мир человека, но вот за этот мир, за его пределы, выходит рок-музыка. Так где «субъективизм»?
И нужно понимать, свои собственные суждения защитники рока субъективными отнюдь не считают, даже если и считают (чисто декларативно), всё равно подают их как истину в последней инстанции. Что же получается, опытный духовник и автор аскетических трудов архимандрит Рафаил (Карелин), раскрывший демоническую суть рок-музыки, «субъективен», а какой-то хам на форуме, чья «аргументация» состоит из софистики и кривляний, мерило объективности?
Наличие людей, имеющих негативный опыт увлечения рок-музыкой, – реалия, на которую приверженцам последнего приходиться как-то да реагировать. Но пусть читателя не вводят в недоумение ответные уверения оппонентов, что никакого вреда рок-музыка им не приносит («агрессивнее не стал» и так далее) и даже наоборот помогает («окончил на отлично» и так далее), что никакой рок-зависимости у них нет. Ещё могут добавить, что у того-то столько-то высших образований, хорошая работа и прекрасная семья, а он слушает рок. Прямо «сверхчеловеки», которым не вредит, то, что вредит другим.
Однако алкоголик тоже может заявить, что он знает меру и не страдает от алкоголизма, что выпивка помогает ему расслабиться. И необязательно мы имеем дело с самообманом или нечестностью. Человек может не замечать отрицательного воздействия на себе.
Уже то, до какого ужаса они доходят в своих идеях и суждениях, то, через какие границы они переступают, защищая рок, свидетельствует о том, что всё отнюдь не чисто, и это настоящее пристрастие, без которого им просто не обойтись. И причём здесь работа и семья? Это не помеха для деструктивных увлечений.
По моему мнению, имеет смысл разговаривать тогда, когда человек не знает или сомнева-ется в правильности своего выбора. А если он не желает слушать, нечестно дискутирует, выгораживает музыку и тексты (будь там открытый сатанизм или моральное разложение), то объяснять что-либо бессмысленно.

Антон Тарасюков

http://antirockcult.wordpress.com/2013/02/18/rock/

 

Додати коментар

Захисний код
Оновити

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСьогодні1623
mod_vvisit_counterВчора1480
mod_vvisit_counterМісяць20277
mod_vvisit_counterЗа весь час2654272

Зараз онлайн: 19
Офіційний сайт Черкаської єпархії УПЦ