Мить нашого життя

Калейдоскоп новин

Відеомолитва


Мультимедіа

Православні медіа-ресурси

Баннер
Баннер
Монастыри и храмы УПЦ
Баннер
Петров пост – зачем он нужен среди лета
24.06.2019 07:30

Петров пост – зачем он нужен среди летаИз года в год накануне и во время Петрова поста православные христиане ведут ожесточенный спор: а нужен ли он вообще? Ведь исторически пост после Пятидесятницы держали только те, кто не соблюдали Великий пост. С другой стороны, Церковь же по каким-то причинам его усвоила – стоит ли менять то, что с такой любовью было принято поколениями до нас?

Дискуссия эта столь же бесконечна, сколь и бесполезна, потому что все останутся, как говорится, при своем. А самое главное – никаких реформ в этом отношении Церковь проводить, очевидно, не собирается, так что в наших православных календарях числа после Дня Всех святых и до 11 июля включительно будут помечены строгим: «День постный».
Но пусть голодные братья и сестры не спешат тяжело вздыхать. Пост – это не только и не столько изменение рациона питания. Тоже, вроде бы, тысячу раз высказанная истина, но именно «неаскетичный» (лето, зелень, первые ягоды, да еще и рыбу можно – ну какая тут аскетика, просто легкое снижение холестерина) Апостольский пост может стать отличным упражнением для ее усвоения. Тем более – в его связи с давно прошедшим Великим постом. Хотя на первый взгляд кажется, что Апостольский пост – как раз исключительно «пищевое» явление – нет особенных, отличающихся от будничных, богослужений, мало святоотеческих советов на этот период...

 
Вечно длящаяся Пятидесятница: ради чего приходил Христос
16.06.2019 08:14

Вечно длящаяся Пятидесятница: ради чего приходил ХристосФундаментальная физика говорит, что до Большого взрыва не было ни времени, ни пространства. Время пошло в тот момент, когда нечто (мы-то знаем: не нечто, а Некто) взорвало эту ничтожную бесконечность – вселенная начала быть, разбегаться в разные стороны. Примерно так же происходит с Церковью. Она существовала в сжатом, бездействующем состоянии, ожидая, когда ее «взорвет» Святой Дух.

В Ветхозаветной Церкви, древнем иудаизме (как и в современном), праздник Шавуот, Пятидесятница, был посвящен дарованию народу Израиля Закона на Синае. Праздник этот считался «паломническим» – его старались проводить в Иерусалиме, принося заповеданные жертвы в Храме: пшеницу и первые фрукты.
Апостолы были добродетельными верующими своего времени и Пятидесятницу встречали в Иерусалиме, тем более что Сам любимый Учитель, возносясь на небо, пообещал им, что именно в Иерусалиме к ним придет Утешитель – Святой Дух. И действительно, Он пришел к ним, освятив две стихии – воздуха (апостолы услышали шум, подобный шуму ветра) и огня (Дух сошел на них в виде огненных языков).
Христос ранее освятил две другие стихии – земли (приняв на Себя плоть – прах земной) и воды (Своим крещением в Иордане). Так завершилось дело спасения не только человека, но и всего мира. Он вернулся к Отцу. Он узнал Своего Бога – Троицу: три Личности (Ипостаси), одна Сущность.
Нам трудно понять учение о Троице, над его формулировками бились поколения богословов, начиная от самых ранних и до наших дней, но интуитивно понятно:
– Отец творит мир, и разрыв между Творцом и творением примерно такой же, как между Львом Толстым и Анной Карениной (что фиксирует грехопадение человека – мира до этого момента мы толком не знаем и не помним);
– Сын – мост через пропасть, Он принимает сотворенную плоть, оставаясь Богом, и устраняет этот разрыв Самим Собой;
– Дух Святой – поддерживает воссозданную связь на протяжении всей жизни человека и мира.

 
Мистическая сущность греха
11.06.2019 08:33

Мистическая сущность грехаАрхимандрит Рафаил (Карелин)

Обычно грех понимают как ошибочное действие, как отклонение от этической нормы, как асимметрию между умом и эмоциями, как ослабление воли, как неправильно поставленную цель, как проявление эгоизма в общественной жизни. Но это только внешние оболочки греха, а метафизика и мистика греха относятся к ней, как глубина моря к волнам, колеблющим его поверхность.

Что такое грех? Это загадочная реалия нашей жизни, невидимая радиация, которая пронизывает ее насквозь; это непонятная сила, которая заставляет более семи тысяч лет биться нашу Землю (духовное сердце космоса) в судорогах боли. История человечества во многом напоминает историю хронической болезни. Наши современники, как и древние гуманисты, стараются упростить эту проблему, объяснить грех нравственным несовершенством человека, отклонением от некого морального эталона, диссонансом между умом и чувством, проявлением эгоизма в общественной жизни, а иногда случайностью и ошибкой – неправильно выбранным решением. Они видят причину греха в изъянах воспитания, недостаточном образовании, дурных примерах, социальной несправедливости и считают, что душа, чистая от рождения, под влиянием внешних факторов подвергается коррозии, как металл, и постепенно обрастает налетом ржавчины. Гуманисты стремились исправить нравственность через общественные реформы, то есть психологию через социологию. Все подобные попытки оказывались утопией. Энтузиазм борьбы оканчивался разочарованием, революционные насилия порождали не нравственных героев, а тиранов и рабов: во время революций и перестроек мы видим особо сильные выплески зла, как бы извержение лавы из недр на поверхность земли.

 
СВЯТЕ ПРИЧАСТЯ: відношення православного християнина до цього Таїнства
09.06.2019 06:41

СВЯТЕ ПРИЧАСТЯ: відношення православного християнина до цього ТаїнстваНа питання, яка з святинь найбільша і найважливіша на землі, небагато православних християн скажуть правильну відповідь, вказавши на Святі Тіло і Кров Христові. Остання земна вечеря Господня із учнями закінчилась здійсненням тих слів, які були сказані у Сіонській горниці: «Ось Тіло моє, що вас ламається на відпущення гріхів; ось Кров Моя, що за вас і за багатьох проливається на відпущення гріхів». Ці слова поклали початок самому основному Таїнству християнської Церкви Причастю, яке почали звершувати Апостоли, продовжили мужі апостольські і перші єпископи, і так по сьогодні. Кожен день у великих парафіяльних, соборних та монастирських храмах звершується Євхаристія, а щонеділі майже у всіх парафіяльних звершується Божественна Літургія. Безкоштовно, задарма Христос вдає Себе нам у Святих Дарах в ці дні для нашого підкріплення, для нашого життя як земного, так і вічного у Царстві Небесному.

Кожен із нас повинен причащатись і не просто причащатись, а готуватись до цієї події, тому що це зустріч із Христом. Коли ми йдемо у гості, чи гості приходять до нас, ми готуємось, коли ми йдемо до важливого начальника із якимось клопотанням ми також готуємось до цієї події. До зустрічі із Христом часто людина не готується, або готується поверхнево. Зараз в моду на деяких увійшло щонедільне причастя парафіян. На перший погляд здається, що ж у цьому поганого? Але це тільки на перший погляд, тому що якщо вдивитися глибше, люди перестають відчувати Святиню саме як Святиню. Втрачається благоговіння, втрачається страх Божий, виробляється привикання до Таїнства і автоматичний, машинальний підхід до участі. Апостол Павло попереджає, що ті хто причащаються негідно, «в осуд собі їдять і п'ють, та від цього часто хворіють і навіть помирають». Преподобний Симеон Новий Богослов каже, що краще я віддам моє тіло на розтерзання диким звірям, чим поперу Тіло і Кров Христові недостойним причастям. Парафіяльні священики, які таким чином відносяться до Таїнства Причастя, приводять аргументи, які в основній своїй масі зводяться до того, що у першохристиянській церкві віряни причащались часто, декілька разів на тиждень. Дійсно, так воно і було, навіть віряни брали додому з собою Святі Дари та причащались вдома. Проте святитель Іоанн Златоуст описує випадок, коли одна жінка, взявши додому Святі Дари, не змогла причаститись, тому що із ковчежця вийшов вогонь, який не дав їй причаститись, попаливши Дари, і подібні випадки почали траплятись частіше, тому було постановлено, що причащатися можна тільки за Літургією у храмі, не виносячи Дари за межі Церкви. Безглуздо порівнювати часи перших християн із теперішніми часами, адже перші три сторіччя майже не щодня для людини, яка вірувала у Христа, була пряма загроза фізичної смерті, досить часто з великими стражданнями.

 
Об одежде и целомудрии
08.06.2019 07:02


Об одежде и целомудрииАрхимандрит Рафаил (Карелин)

Одно из основных правил духовной жизни – помнить, что и доброе и злое начинается с малого. В Книге Иова встречается загадочное слово «мраволев», как название какого-то диковинного существа. Это греховная страсть, которая при своем появлении мала как муравей, еле различимый глазами. Но если упустить время и не исторгнуть ее из сердца, то она становится львом, который хватает свою жертву и впивается в нее зубами. Тогда трудно бороться с грехом, овладевшим душой, как человеку – с хищным зверем. Святоотеческий опыт учит не уступать греху в малом и не считать что-либо незначительным в духовной жизни. Грех незамеченный и неисторгнутый из души подобен непогашенной вовремя искре, которая может превратиться в испепеляющее пламя пожара. Часто от незатушенного костра выгорали леса, а от уголька, выпавшего из печи – целое селение. Надо помнить, что грех это взрывчатое вещество, которое таится в душе человека, а внешние впечатления – запал, приставленный к нему.

Святой Игнатий Брянчанинов – великий учитель аскетики – подчеркивает, что содержание и форма связаны друг с другом. Содержание находит целесообразную форму, а форма сохраняет содержание. Если в кувшине образуется трещинка, то вода постепенно вытечет из него. Святитель Игнатий советовал монахам не пренебрегать внешним, хотя подчеркивал, что центром монашеской жизни является стяжание внутренней молитвы. Брянчанинов свою книгу «Приношение современному монашеству» начинает с описания внешнего поведения, как бы переходя от более легкого к трудному. Он советует сначала научиться держать себя благопристойно, управлять своим телом, затем сдерживать душевные эмоции, а потом переходить к сердечной молитве, как бы продвигаясь от периферии к центру.
Наше сердце – акрополь, в котором обитают благодать крещения и первородный грех. Чтобы взять эту крепость, надо как на войне начать правильную осаду: сначала страхом Божьим удерживать себя от грубых телесных грехов, затем от мысленных. Кто думает силой воли без достаточной подготовки соединить ум, засоренный разнообразными впечатлениями и фантазиями, со страстным сердцем, – тот будет осмеян демоном. В Патерике содержится рассказ о том, как старый монах, придя из пустыни в город, увидел молодого инока, выходящего из общественной бани. Старец отвел его в сторону и стал увещевать, что такая вольность может окончиться тяжелым греховным падением. Молодой монах дерзко ответил: «Для тех, кто стяжал чистоту сердца, все чисто». Старец вздохнул и сказал про себя: «Я многие годы, находясь в пустыне, не смог стяжать чистоту сердца. А этот юнец, шатающийся по баням и рынкам, думает, что достиг бесстрастия». Через некоторое время опасение старца сбылось: юный монах был пойман на любодеянии с женой градоначальника и подвергнут суровому наказанию, а из-за него на пустынников легло пятно позора.

 
<< Перша < Попередня 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наступна > Остання >>

Сторінка 2 з 131

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСьогодні100
mod_vvisit_counterВчора1764
mod_vvisit_counterМісяць22738
mod_vvisit_counterЗа весь час2700338

Зараз онлайн: 17
Офіційний сайт Черкаської єпархії УПЦ