Мить нашого життя

Калейдоскоп новин

Відеомолитва


Мультимедіа

Православні медіа-ресурси

Баннер
Баннер
Монастыри и храмы УПЦ
Баннер
Еще раз о вере и суевериях
13.06.2012 09:13

Еще раз о вере и суевериях

Самое распространенное суеверие в наших краях, как мне кажется, относится к отпеванию и погребению. Самое первое или одно из первых действий, которое делают вскоре после смерти в доме - это накрывают зеркала, потом ставят стакан с водой и ложкой на подоконник и, наконец, кладут покойнику в гроб 40 копеек или просто мелочь. Кто, спрашивается, из священников говорит о значении закрытия зеркал в доме покойного? Никто. Только: бабки-шептухи, экстрасенсы и прочие «великие знатоки» всех тайн духовной жизни. Нужно ли православным их слушать? Вопрос, как мне кажется риторический.

Вода на подоконнике. Неужели нужно людям толковать о том, что у души нет рта, нет желудка? Оказывается, нужно! Но более меня раздражает обычай класть покойнику в карман деньги или бросать их на гроб в могилу. Истоки этого суеверия, как мне кажется, лежат в предании о мытарствах блж. Феодоры. Но, как говорит поговорка: услышал звон, да не знает, где он, так и тут. Монеты, которые давал духовный отец Феодоры, были не что иное, как его молитвы и милостыни, которыми он освобождал ее от бесов. У нас же все приняло буквальный смысл. И если священнику кладут в гроб Евангелие, то понятно, что это не для того, чтобы он его читал на том свете, а как символ его веры в оное. С этой же целью кладут в гроб православным крест и икону. Считаю допустимым положить в гроб мужчины головной убор, особенно если это военный. Медали и ордена в гробу тоже не нужны, т.к. они награда от людей. Усопшему же нужна награда от Бога. А особенно вредно, когда в гроб кладут то, чему был пристрастен усопший, например сигареты, игральные карты и т.д. Даже после смерти их пытаются связать с усопшим, не понимая губительной сущности страстей в этом мире для загробной участи души.

Обвязывание рушниками, подстилание их на перекрестках, устилание пути на кладбище травой барвинка или хвоей – это народная традиция, которая, как мне кажется, ничего дурного в себе не несет, но вот когда люди начинают впадать в истерику из-за того, что что-то из этого было упущено – это уже грех. Еще есть народные традиции, которые иногда приводят к спорам на погребении. Таковы: можно ли родственникам опускать гроб в могилу, саван должен ли покрывать руки, ноги и лицо покойника или что-то из этого. И на эти вопросы разные священники могут дать разные ответы, от нейтральных, до радикальных. Уже давно священноначалие смирилось с фактом, что кресты на могилах ставятся в головах, что в некоторых местах поминальные дни на кладбищах («гробки») выпадают на дни Светлой седмицы (в которые фактически запрещено уставом публичное поминовение усопших, как несоответствующее этим радостным дням), а кое-где вообще выходящее из пределов богослужебного периода пения Пасхальных песнопений. Календарная Радоница в наших краях вообще неизвестна простым верующим. Попытки перенести поминальные дни на вторник Фоминой седмицы уже заранее обречены на провал, пока люди не уяснят необходимость этого.

Еще же некоторым суевериям пытаются даже научное обоснование дать, в частности, так называемый трупный яд. Как мне кажется, это отголосок пандемий прошлых столетий. Но этот отголосок в некоторых людях имеет хорошую почву для фобий. Поэтому даже самые близкие родственники бояться дать «последнее целование». Справедливо заметил один английский писатель, вложив слова в уста одного из героев своего произведения: «мертвые не кусаются».

В наших краях помимо прочего расхожи россказни о так называемых «приплаканых» душах покойников, которые якобы приходят к тем, кто за ними очень тосковал и в итоге человек умирает. Здесь вообще надо бы слово дать психологу, но своими словами скажу, что тоска по умершему может довести до умопомрачения, чем может не преминуть воспользоваться и лукавый. Человек, теряя надежду на Божью милость к усопшему, предается в руки прельстителю, который сначала, приняв облик близкого человека, утешает скорбящего, а потом подстрекает на самоубийство, как на средство скорой встречи с усопшим.

Сколько еще суеверий вокруг погребения существует? Наверно, столько же, сколько и людей, которые свои догадки не проверяют вопрошанием о них священнослужителей.

Протоиерей Евгений Гаган, Смелянское благочиние

 

 

 

 

Коментарі 

 
#1 LKS 06.10.2017 17:54
В интернет-соцсети “ВКонтакте”, появилось покаянное обращение некоего Ниднева Виталия, который открыто раскаялся в создании мифа вокруг “Славика Чебаркульского” .
http://антисекта.рф/articles/hochu_pokayat_sya_pred_narodom/
Цитувати | Поскаржитись адміністраторам
 

Додати коментар

Захисний код
Оновити

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСьогодні2054
mod_vvisit_counterВчора1913
mod_vvisit_counterМісяць35548
mod_vvisit_counterЗа весь час1776823

Зараз онлайн: 24
Офіційний сайт Черкаської єпархії УПЦ